Гото Предестинация
«Божие Предвидение» точная копия первого русского линкора спущена на воду. Корабль-музей «Гото Предестинация» является не только воплощением исторической памяти для Воронежской области и всей России. Это еще и уникальный с точки зрения мирового судостроения проект построенный нами.
Страница истории
В 1700 году послы европейских стран и русская знать съехались в Воронеж наблюдать за спуском на воду первого русского линкора «Гото Предестинация» («Божие Предвидение»).
В мае 1711 года на Павловской судоверфи началась закладка трех крупных кораблей, которым предстояло внести свой вклад в освоение Россией Азовского моря и борьбу с турецкой империей.
Спустя триста лет, в мае 2011 года, по решению губернатора Воронежской области Алексея Гордеева на верфи Павловского судостроительно-судоремонтного завода была проведена закладка корпуса копии первого русского линкора. Размеры корабля, планировка корпуса, элементы оснастки, декоративный орнамент с точностью до сантиметра воспроизводят оригинал. Но при этом «Гото Предестинация» - это не точная копия петровского линейного корабля, а уникальный в мировой практике синтез истории и современности.
Во-первых, корпус корабля – это органичное соединение дерева и металла. Деревянные корабли служили недолго, подводная часть особенно быстро ветшала. А музей – это часть исторической памяти, он строится на века.
Для увеличения срока эксплуатации корабля-музея "Гото Предестинация" корпус был сделан из металла, оснащен современным оборудованием.
Надводная часть выполнена из северной сосны и надежно соединена с металлическим корпусом.

Это уже само по себе ставило серьезную задачу перед создателями корабля, но было не единственной трудностью.
Сложность была не только в том, чтобы впервые в мире создать синтез точной копии корабля с современными технологиями. Для создания копии нужно было в точности знать, каким был оригинал. А никаких чертежей «Гото Предестинации», по сути, не сохранилось.
Единственные существующие в настоящий момент изображения первого русского линкора – акварель Бергмана и гравюра Антуана Шхонебека. Именно они и описания современников стали основой, используя которую, предстояло заново спроектировать корабль и воспроизвести его отделку, которая была произведением искусства.
Для создания проекта пришлось изучить массу литературы о современном и историческом судостроении. Был заключен договор с историком Валерием Расторгуевым, который занимался сбором информации о «Гото Предестинации» и об особенностях судостроения в петровскую эпоху.
В цифрах
80 судостроителей с Павловского судостроительно-судоремонтного завода и Петрозаводского судостроительного завода работали над проектом.
300 тонн бетона было залито в трюм корабля для создания балласта. Справка: Корабль «Божие Предвидение» - по латыни, «Гото Предестинация», является первым линейным кораблем русской постройки. Он был заложен в Воронеже на Адмиралтейской верфи в торжественной обстановке 19 ноября 1698 года лично царем Петром I.
- Длина корабля составляла 40 метров,
- ширина – 9,8 метра,
- осадка – 3,4 метра,
- водоизмещение – 1500 тонн,
- экипаж – 253 человека.
27 апреля 1700 года линкор был торжественно спущен на воду в присутствии представителей дипломатического корпуса и государственных деятелей. По воспоминаниям свидетеля этого события, датского посла Поля Гейнса, «понимающие в судостроении единогласно признали его шедевром».

В конструкцию корабля было введено много новшеств, некоторые из них в иностранных флотах появились лишь в середине XIX века.
«Гото Предестинация» также относится к одному из первых произведений русского декоративного искусства в стиле петровского барокко.