Гото Предестинация

«Божие Предвидение» точная копия первого русского линкора спущена на воду. Корабль-музей «Гото Предестинация» является не только воплощением исторической памяти для Воронежской области и всей России. Это еще и уникальный с точки зрения мирового судостроения проект построенный нами.

Страница истории

В 1700 году послы европейских стран и русская знать съехались в Воронеж наблюдать за спуском на воду первого русского линкора «Гото Предестинация» («Божие Предвидение»).

В мае 1711 года на Павловской судоверфи началась закладка трех крупных кораблей, которым предстояло внести свой вклад в освоение Россией Азовского моря и борьбу с турецкой империей.

Спустя триста лет, в мае 2011 года, по решению губернатора Воронежской области Алексея Гордеева на верфи Павловского судостроительно-судоремонтного завода была проведена закладка корпуса копии первого русского линкора. Размеры корабля, планировка корпуса, элементы оснастки, декоративный орнамент с точностью до сантиметра воспроизводят оригинал. Но при этом «Гото Предестинация» - это не точная копия петровского линейного корабля, а уникальный в мировой практике синтез истории и современности.

Во-первых, корпус корабля – это органичное соединение дерева и металла. Деревянные корабли служили недолго, подводная часть особенно быстро ветшала. А музей – это часть исторической памяти, он строится на века. 

Для увеличения срока эксплуатации корабля-музея "Гото Предестинация" корпус был сделан из металла, оснащен современным оборудованием. 

Надводная часть выполнена из северной сосны и надежно соединена с металлическим корпусом.

Во-вторых, «Божие Предвидение» находится на родине своего исторического прототипа, в Воронеже, а в Воронежском водохранилище нет возможности для маневрирования такого большого корабля под парусами. Поэтому передвигается корабль на современном двигателе марки «Ветус». В мировой практике судостроения опыт соединения деревянной и металлической части корпуса отсутствует. Как и его исторический предшественник, «Божье предзнаменование» во многом стал уникальным кораблем, проекту был присвоен статус экспериментального. 

Это уже само по себе ставило серьезную задачу перед создателями корабля, но было не единственной трудностью.

Сложность была не только в том, чтобы впервые в мире создать синтез точной копии корабля с современными технологиями. Для создания копии нужно было в точности знать, каким был оригинал. А никаких чертежей «Гото Предестинации», по сути, не сохранилось.

Единственные существующие в настоящий момент изображения первого русского линкора – акварель Бергмана и гравюра Антуана Шхонебека. Именно они и описания современников стали основой, используя которую, предстояло заново спроектировать корабль и воспроизвести его отделку, которая была произведением искусства.

Для создания проекта пришлось изучить массу литературы о современном и историческом судостроении. Был заключен договор с историком Валерием Расторгуевым, который занимался сбором информации о «Гото Предестинации» и об особенностях судостроения в петровскую эпоху.

В цифрах

80 судостроителей с Павловского судостроительно-судоремонтного завода и Петрозаводского судостроительного завода работали над проектом.

300 тонн бетона было залито в трюм корабля для создания балласта. Справка: Корабль «Божие Предвидение» - по латыни, «Гото Предестинация», является первым линейным кораблем русской постройки. Он был заложен в Воронеже на Адмиралтейской верфи в торжественной обстановке 19 ноября 1698 года лично царем Петром I.

  • Длина корабля составляла 40 метров,
  • ширина – 9,8 метра,
  • осадка – 3,4 метра,
  • водоизмещение – 1500 тонн,
  • экипаж – 253 человека.

27 апреля 1700 года линкор был торжественно спущен на воду в присутствии представителей дипломатического корпуса и государственных деятелей. По воспоминаниям свидетеля этого события, датского посла Поля Гейнса, «понимающие в судостроении единогласно признали его шедевром». 

В конструкцию корабля было введено много новшеств, некоторые из них в иностранных флотах появились лишь в середине XIX века.

«Гото Предестинация» также относится к одному из первых произведений русского декоративного искусства в стиле петровского барокко.